Сейчас наиболее крупными потребителями органического топлива являются промышленность и тепловые электростанции Из всего используемого топлива около 20 идет на производство электроэнергии, 30% — на получение так называемой низко-потенциальной теплоты (отопление помещении, горячая вода и т. д.), 30% — на автономный транспорт (авиация, морской и автотранспорт). Около 20% топлива потребляет химическая и металлургическая промышленность.
В век научно-технического прогресса проблема нехватки энергетических ресурсов особенно обострилась, так как растущая техника требует все больше и больше «питания* в виде электроэнергии, органического топлива и пр. До кому же решать эту проблему, как не самому НТП. И для этого есть все данные сегодня и в перспективе.
Еще в начале 40-х годов некоторые ученые предсказывали истощение топливных запасов планеты к концу XX столетия. Но они не иссякли, а благодаря внедрению современных геохимических и геофизических методов открытия новых месторождений и данных космической фотосъемки приумножились. Этому способствует и более полное извлечение ископаемых из недр. Много теряется нефти при перевозках нефтеналивными танкерами морским путем. После разгрузки нефти резервуары танкера заполняют водой для предотвращения самовоспламенения остающейся нефти на стенках. Затем эту воду выливают в открытое море вместе с нефтью, загрязняя тем самым гидросферу. Частицы угля, перевозимого железнодорожным транспортом, сносятся встречным потоком воздуха. На решение вопроса доставки топлива потребителю без потерь направлены усилия многих научных лабораторий мира, так как рациональное и экономное использование природных ресурсов приобретает особо важное значение в эпоху все увеличивающихся масштабов производства.
Поскольку среди видов горючего наиболее дефицитным является жидкое, во многих странах выделены крупные средства для создания рентабельной технологии переработки угля в жидкое (а также газообразное) топливо. В этой области сотрудничают ученые СССР и ГДР. Разрабатываются установки с внутри-цикловой газификацией углей под давлением на паровоздушном дутье, ведутся работы над новыми технологическими процессами химической переработки угля и над усовершенствованием существующих.
|