Зарождение химии как науки, ее отделение от физики и других ветвей естествознания произошло на рубеже XVII—XVIII вв.: вырисовывался свой объект, свои методы, формировались основные понятия. Научной химии немногим более 200 лет. Ее рождение тесно связано с расшифровкой состава воздуха и воды, с которыми идут многие процессы, происходящие в природе или в лаборатории. Вскоре последовало описание основных явлений в терминах первой химической концепции: состав (пока еще качественный) — свойства. Постепенно стала формироваться более глубокая концепция: состав — строение — свойства. И наконец, стали накапливаться знания об условиях и направлениях химических изменений, управлении ими.
Многообразие веществ в окружающем мире, скрытая от простого наблюдения причина этих изменений, принципиальное отличие в поведении многих объектов органического и неорганического происхождения затрудняли выработку единых представлений о строении веществ. Только в середине XIXв. была создана химическая атомистика, а к концу XIX в.— химическая термодинамика. Тогда-то и началось мощное поступательное движение химии, ее широкое внедрение в практику. К этому времени было открыто много новых соединений, главным образом органических, и была создана теория их химического строения (А. М. Бутлеров), благодаря чему синтез стал более направленным, а уровень научного описания (систематика и классификация) более высоким.
Новый шаг в химическом видении мира был сделан с открытием Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система не только содержала новую идею — периодическое повторение свойств химических элементов при сохранении за каждым его индивидуальности или неповторимости, но и раскрыла более широко возможности типичного для понимания химических свойств сравнительного метода, который позволил Д. И. Менделееву предсказать пути открытия неизвестных еще элементов и заранее охарактеризовать их свойства.
Теория химического строения, периодический закон и химическая термодинамика позволили поставить химическую науку на качественно новую ступень: от наблюдений и описаний перейти к объяснению и предсказанию. Для того чтобы наука могла играть заметную роль в научно-техническом прогрессе, с одной стороны, необходимо было отвечать на все запросы практики неожиданными научными открытиями, прорывами в неизвестное, что невозможно без «хорошей* теории, а с другой стороны — обладать внешними условиями для реализации предложенных идей, разработок, теорий, законов! Такие условия в теоретическом естествознании стали складываться в XX в. с открытием электронной теории строения атома и расщеплением ядра. Они завершили создание физической атомистики, позволили понять пространственное строение веществ и объяснить механизмы химических превращений, а также дали в руки исследователя новые мощные методы изучения и воздействия на вещество. Промышленная революция создала предпосылки для широкого применения научных открытий на практике: наука стала непосредственной производительной силой общественного развития.
Химизация народного хозяйства — действенное средство его интенсивного развития. Если механизация и автоматизация облегчают непосредственно физический труд человека на производстве при обслуживании машин, механизмов, реакторов и другой техники, а электронные вычислительные машины помогают человеку управлять сложными и громоздкими приборами и станками, то химическая обработка исходного сырья позволяет не только полностью его использовать для получения материалов с необходимыми свойствами или источников энергии, но и делать это без потерь, облегчать переход на новые технологии, заботиться о сохранении окружающей среды и здоровье человека. Особенно ярко эти черты химии раскрылись при создании производства полимерных материалов, космической и ядерной техники, при решении глобальных проблем современности.
Невозможно представить себе современную цивилизацию без достижений химической науки и технологии. Прогресс сельскохозяйственного производства, его интенсивное ведение осуществляются при содружестве химии, биологии и техники. С использованием новых материалов, топлива связано развитие транспорта. Наш быт и досуг мы не представляем себе без холодильников, телевизоров, магнитофонов, спортивных сооружений и т. д.
Одной из особенностей химизации народного хозяйства в нашей стране и странах социализма является тесная связь экономического и социального эффекта от внедрения достижений науки в практику. Поэтому не случайно и то, что с первых дней Октября уделялось огромное внимание экономическому и культурному развитию прежних окраин России, а также охране природы на всей территории страны. Cетевые интерфейсы IFM тут
Семьдесят послеоктябрьских лет ознаменовались бурным развитием химической науки нашей страны, созданием химической промышленности. Появилась масса химических и смежных отраслей науки, техники, промышленности, а значит, и множество новых специальностей. Более половины специалистов, занятых в народном хозяйстве, так или иначе используют химические знания, достижения современной химии.
Раздвинуть рамки школьного учебника химии, вовлечь учащихся в обсуждение вопроса о роли химии в научно-техни-ческом прогрессе, подсказать новые темы для работы химических кружков, факультативных занятий, для конференций секций юных химиков и техников, помочь выбрать профессию — такую задачу поставили перед собой авторы настоящей книги. При этом они опирались на опыт работы секций юных химиков Ленинграда и Мелитополя. Особую благодарность авторы высказывают учителям средних школ JL В. Маховой, К. Г. Колосовой, С. В. Телешову, методистам станции юных техников, которые способствовали обсуждению предложенной тематики.
|