Достижение научно-технического прогресса даже уже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Хотя атомная энергетика будет и дальше развиваться, ученые начинают воплощать идеи освоения термоядерного синтеза практически неисчерпаемого источника энергии. Будут создаваться новые, в корне отличающиеся от прежних, технологии получения энергии. Термоядерный синтез (синтез, а не анализ!) идет в специальных камерах, где находится плазма высоко-ионизированная субстанция (материя), называемая иногда четвертым состоянием вещества. Она состоит из ионов, электронов и атомных ядер. В таблице показаны виды энергии, пути ее преобразования, а также источники топлива.
Если в «чистом виде», т. е. обособленно, рассмотреть методы получения энергии, то их можно разделить на экстенсивные и интенсивные. Замена одного вида топлива на более энергоемкие — это путь экстенсивный, характеризующийся ростом производства на преимущественно неменяющейся технической, технологической и организационной основе. Например, число теплоэлектростанций увеличено в п раз, во столько же раз вырастет и производимая электроэнергия. Как видим, экстенсивный путь развития отражает количественные изменения, от которых почти не зависят качественные.
Интенсивный путь определяется качественной стороной: создается принципиально новая технология, применяется более совершенная техника, улучшается организация труда. При этом наблюдается резкий скачок в производительности труда, при меньших затратах достигается большая отдача.
Энергетика, демонстрируя триединый сплав — наука — техника — производств о,— стала важным рычагом научно-технического прогресса. Химия всегда была тесно связана с решением энергетических проблем. В руках человека химия была и есть средство поиска и использования эффективных видов топлива. Так, физическая химия — наука, вобравшая в себя методы и опыт двух наук,— внесла существенный вклад в решение ряда вопросов развития техники в век электротехники и в век атомной энергетики.
Мускульная энергия человека в период развития мануфактурного производства уживалась с другими видами энергии — силой воды, ветра, но стабильное их использование было затруднено (менялись направление и сила ветра), а порой и вообще невозможно (местонахождение фабрик иногда было далеко от рек, кроме того, уровень их часто зависел от выпавших осадков). Развивающееся капиталистическое промышленное производство нуждалось в принципиально новом двигателе для решения транспортных и других проблем. И такой двигатель был изобретен.
Механик физического кабинета при Глазговском университете Дж. Уатт получил задание починить машину, изобретенную в свое время Т. Ньюкоменом, которая использовалась для привода шахтных насосов, поднимавших воду или соляные растворы. Изучив устройство машины, Дж. Уайт предложил совершенно новое, оригинальное решение — пар, до этого конденсировавшийся в цилиндре, выбрасывать в атмосферу. Важность открытия, над которым работали многие ученые почти целое столетие, отметил Ф. Энгельс в «Диалектике природы»: ¦ Паровая машина была первым действительно интернациональным изобретением, и этот факт в свою очередь свидетельствует об огромном историческом прогрессе. Паровую машину изобрел француз Папен, ...Лейбниц ... подсказал ему при этом основную идею: применение цилиндра и поршня. Вскоре после этого англичане Севери и Ньюкомен изобрели подобные же машины; наконец, их земляк Уатт, введя отдельный конденсатор, придал паровой машине в принципе ее современный вид. Круговорот изобретений в этой области был завершен: было осуществлено превращение теплоты в механическое движение. Все дальнейшее было только усовершенствованием деталей* . Патент на изобретение Уатт получил в 1769 г. Таким образом, создание устройства для превращения внутренней энергии в механическую было завершено.
|