Работа фотографа в издательстве разносторонняя и интересная. Он переснимает готовые снимки для изготовления печатных форм, репродуцирует иллюстрации для книги, делает фотоснимки объектов по заказу издательства или автора произведения. Если производится съемка с оригинала, поступившего в редакцию, то очень ответственным является процесс подготовки. Во-первых, фотограф оценивает качество и характер изображения оригинала, который необходимо воспроизвести. Это могут быть страницы старинных книг, картины из музея, чертежи, рисунки или фотографии. С помощью специального репродукционного фотоаппарата, осветительных устройств производится фотографическая съемка. На фотопластинку через объектив проецируется оптическое изображение освещенного объекта. При этом в светочувствительном слое происходит фотохимический процесс распада бромида серебра, содержащегося в эмульсионном слое:
2AgBr-*-2Ag+Br2
Эти изменения незаметны для человеческого глаза, т. е., закрепив сразу такую пленку, мы получили бы негатив без каких-либо изменений. Чтобы получить негативное изображение, не используя проявитель — химический реактив, выдержку или освещенность следовало бы увеличить в миллиарды раз по сравнению с применяемой. Проявитель мощно усиливает первоначальное действие света на чувствительный слой пластины или пленки.
Обработку пластины фотограф ведет в темной комнате, так как яркий свет, кроме приглушенного красного, желтого, зеленого (длинноволновых цветов), способен моментально засветить фоточувствительный слой. Проявляющее вещество (Red) обладает восстановительными свойствами, само при этом окисляясь до первичного продукта окисления (Ох). Процесс проявления окислительно-восстановительный. Ионы серебра принимают по одному электроду и восстанавливаются до чистого металлического серебра:
Ag+-f Red^Ag+Ox
На экспонированных (подвергнутых действию световых лучей) участках пластины восстановление серебра идет значительно быстрее, чем на неэкспонированных- Проявитель действует избирательно на светочувствительный слой. В качестве проявителя применяются амины или производные фенолов:
AgBr+HRed^Ag+Ox+HBr
После проявления фотограф обязан тщательно промыть пластину в воде, а затем подвергнуть фиксации негатив. Суть его заключается в том, чтобы нераспавшиеся кристаллы бромида серебра, содержащиеся в светочувствительном эмульсионном слое, разрушить тиосульфатом натрия (гипосульфитом натрия):
AgBr+2Na2S203=Na3[Ag(S2Ch)2] +NaBr
При этом образуется комплексное соединение серебра, растворимое в воде. После этапа закрепления, тщательно промыв фото-негатив, фотограф его сушит и подготавливает к следующему этапу работы. Проявитель и фиксаж можно использовать несколько раз. Но даже отработанные фотореактивы не выбрасывают, а сдают на специальные пункты. Извлеченное из них серебро является ценным сырьем для электротехнической промышленности.
Качество негатива зависит от аккуратности фотографа, соблюдения условий выполнения каждой операции. Получить хороший негатив очень важно, ибо с него предстоит сделать четкое изображение репродукции в книге. Часто, рассматривая какой-либо рисунок учебника, можно видеть, что самые его темные места состоят из огромного числа близко расположенных точек, а светлые из меньшего. Такой рисунок (оттиск) всегда получается более тусклым в сравнении с оригиналом. И это неизбежно, потому что результат предопределен самой техникой выполнения с помощью так называемого растра. Растр представляет собой две стеклянные пластины с нанесенными на них черными параллельными линиями. Эти пластины накладывают друг на друга так, чтобы получилась сетка. При этом растр помещают на определенном расстоянии от светочувствительного слоя пластины, и свет теперь воздействует на него только через светлые незаштрихованные участки растра. На пластине (оригинале) в темных местах получатся большие точки, а в светлых — маленькие. Оригинал — это растрированный негатив. Оттиск (репродукция) в книге будет иметь противоположное оригиналу изображение, т. е. такое же, как объект, с которого сделали снимок. Растр применяется при фотографировании с тонового изображения, чтобы улучшить черно белый рисунок, на котором точки слишком «алы и расположены друг около друга так, что сливаются, если смотреть невооруженным глазом. Тоновое изображение имеет пере-ход цвета от черного через все оттенки серого до белого.
Кроме тоновых оригиналов, фотографу приходится готовить и штриховые. Штриховой оригинал — изображение рисунка на белой бумаге черными точками, линиями, штрихами с одинаковой насыщенностью всех элементов, без переходного цвета. Работа с ним требует от фотографа умения навести резкость оптической части аппарата, добиться контрастности всех элементов рисунка.
Качество готовой продукции во многом зависит от квалификации фотографа. Его опыт, чувство времени каждой отдельной операции позволяют находить оптимальный режим фотографического процесса, добиваться наибольшей четкости оттиска. Фотографический процесс зависит от времени экспозиции, расстояния от растра до светочувствительной пластины, выдержки, диафрагмы, времени проявления и закрепления и т. д. Фотограф ответствен и за процесс изготовления форм, и за печатание с этих форм оттисков, т. е за качество рисунков, которые мы с вами увидим в книге.
Тонкое чувство световых оттенков, знание световых явлений, умение подобрать набор светофильтров, чтобы в точном соответствии с объектом выделить цвет, необходимы фотографу для успешного изготовления цветных оригиналов. Цветная фотография была разработана в Германии в 1936 г. Ее основой является система галогенид серебра — желатин. С конца 50-х годов начали получать цветные фотокопии непосредственно со слайдов (диапозитивов), минуя негативы.
Фотограф готовит цветные оттиски, используя комплект фотоформ, полученных фотографированием репродуцируемого изображения через различные светофильтры. Последние сделаны из стекла или пластика. Каждый из них имеет цвет одной из линий спектра. Соответствующим подбором светофильтров фотограф добивается наилучшей передачи цвета оригинала. Из курса физики вам знакомы линии спектра и известно, что, смешивая красный, желтый и синий цвета в различных комбинациях, можно получить любой другой цвет. Фотограф, изменяя насыщенность одного из трех основных цветов, подбирает любую гамму оттенков оригинала. Особенно ответственной считается работа, связанная с репродуцированием произведений великих художников. Незначительное отклонение от четкости изображения может привести к размытой передаче цвета. Если неправильно подобраны светофильтры, то от тиск в книге будет получаться неестественным.
Фотография еще не исчерпала своих возможностей. Это перспективный способ создания художественного образа. Тот, кто увлекся фотографией, наверное, интересно знать, что существует много других методов передачи изображения для этого используются успехи химии. Например, электрофотографический метод свето-записи (ксерография) основан на том, что селен, антрацен и некоторые другие полупроводники способны проводить электрический ток под действием света. А методы диазотипии и пузырьковых изображений (везикулярная фотография) используют светочувствительность диазониевых солей. Эти методы нашли применение в светокопировании.
Дубящие свойства хрома, способствующие появлению изображения, нашли достойное место в процессе хромотипии, а метод фото-полимеризации основывается на закономерностях реакций полимеризации, идущих под действием света.
Сегодня все знают о существовании фотоаппаратов, которые сразу же после экспонирования способны выдавать сухие снимки. В этих аппаратах применяется поляризационный метод. Суть его заключается в том, что свет от объектов попадает через специальный светофильтр, пропускающий его в одной плоскости на негативный светочувствительный слой. Этот слой тут же смачивается проявителем и примерно за 30 с соединяется с позитивным слоем фотобумаги. Образовавшиеся ионы серебра экспонированного негативного слоя вместе с проявителем проникают в позитивный слой, где и происходит проявление.
Вышеперечисленные методы не нашли широкого применения в любительской фотографии. Они используются в технике контактного копирования, при изготовлении электронных и печатных схем.
Одно время много говорили о проблеме замены серебра в галогенидах из-за его дефицитности. Во всех лабораториях мира шли поиски других светочувствительных материалов. Много надежд возлагалось на так называемую бес серебряную фотографию. Но ни один разработанный на сегодняшний день метод не может гарантировать четкости получаемых изображений, простоты процесса, дешевизны, а главное, универсальности применения в нужных областях. Кроме того, фото-индустрия, какой бы она мощной ни была, потребляет значительно меньше серебра, чем современная электротехническая промышленность. В фотографии созданы технологические схемы восстановления серебра из отработанных фотореактивов, которые позволяют вернуть почти весь металл. Оптимистические взгляды в будущее полностью подтверждают мысль о том, что классическая фотография будет развиваться и дальше.
|