Паровой двигатель Дж. Уатта пригоден для установки на плавучих средствах, его можно было использовать на железной дороге и на дорогах без рельс. Эти виды транспорта сыграли важную роль в перевозке товаров и людей. Необходимость в железных дорогах, транспортных средствах (паровозы, пароходы), паровых машинах угледобывающей промышленности и сельского хозяйства стимулировала развитие металлургической и угольной промышленности. Ф. Энгельс писал: «Пар не только произвел революцию в средствах сообщения на суше, он придал им новый облик и на воде»1. Русское правительство предложило Дж. Уатту переехать в Россию для продолжения его деятельности, пообещав ему жалование в 1000 фунтов стерлингов. Дж. Уатт в поисках средств для усовершенствования своего детища мечтал о работе за границей. Но заключенный с промышленником Болтоном контракт заставил изобретателя остаться на родине.
В России были и свои мастера. В 1834 г. на Нижнетагильском заводе крепостные — Ефим Черепанов и его сын Мирон построили первый в России паровоз. Сначала масса его груза составляла 3,3 т, а скорость — от 13 до 16 км/ч. Потом мощность его наращивали, и, как сообщалось в газетах того времени, паровоз Черепановых мог перевозить до 1000 пудов полезного груза.
Сегодня тепловые двигатели да-ют 80—85% электроэнергии. Все транспортные средства — от автомобилей (двигатели внутреннего сгорания) до космических кораблей (реактивные двигатели) — имеют одну общую характеристику: в их двигателях энергия сгорающего топлива преобразуется в механическую, которая и создает силу тяги.
|