Химия

 


 

Производство

Сырье и энергия
Сера и серная кислота
Связанный азот
Удобрения и химикаты
Силикаты
Кислоты щелочи хлор
Металлы
Алюминий
Чугун и сталь
Полупроводники
Топливо
Органический синтез
Синтетические соединения
История химии
Химия земли
Химия и научно-технический прогресс



Яндекс.Метрика

Горизонты профессий в эпоху научно-технического прогресса

Каким наш труд будет завтра? Какие отрасли станут определяющими человеческое бытие? Будущее всегда волновало человечество. Ученые прогнозируют, осуществляют поиск направлений развития общества, смены его структуры. Обратившись к истории, выявим основную причину изменения социальной структуры общества и заглянем в будущее.  
В царской России в промышленности и сельском хозяйств господствовал тяжелый, ручной, малопроизводительный труд. В 1913 г. население составляло 159,2 млн. человек.
Большинство трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве, намного меньше — в промышленности и незначительное число — в других отраслях общественного производства. Чтобы прокормить нескольких рабочих и служащих, десятки крестьян трудились в многочисленных деревнях. Существовал дефицит работников умственного труда. С развитием техники это соотношение изменялось. Число крестьян постепенно уменьшалось, а число занятых на заводах, фабриках, в институтах росло. Это происходило благодаря механизации сельскохозяйственного труда, что вызывало отток населения из сельской местности.
В наше время вместо экстенсивного этапа развития экономики пришел интенсивный, который привел к комплексной автоматизации сельскохозяйственного производства. В промышленности, научных лабораториях широко внедряются робототехника, электроника, принципиально новая технология, что ведет к уменьшению числа занятых в производстве людей. На современном этапе научно-технического прогресса рост производства зависит не от числа занятых людей, а от числа роботов и компьютеров. Экономическое ускорение за 15 лет даст рост производства в масштабах, которые были достигнуты за все вместе взятые годы социалистического строительства, причем количество задействованных рабочих рук будет значительно меньшим.
Наблюдаемая тенденция развития общества требует ответа на вопрос: куда направлять высвобождающуюся массу людей? Сейчас необходимы прогнозы в области профессиональной ориентации подрастающего поколения. Нужно учесть и то, что с развитием науки и техники рабочий высокой квалификации должен будет повышать свой уровень технической грамотности каждые 5—7 лет, а это еще одна ступень в непрерывном образовании граждан СССР.
Проблема свободных или, вернее, высвобождающихся людей при капитализме и при социализме решается пофазному. Производительность труда - самый важный и Решительный.
При этом появляются лишние люди, пытающиеся найти свое место в бюрократическом аппарате управления. Но те же автоматика и компьютеризация продолжают вытеснять человека и в этой области. Армия ищущих работу постоянно увеличивается. Государственно-монополистический капитализм не может решить проблему безработных людей, он не способен к гибкой перестройке производственной структуры в соответствии с требованиями времени.
Только новый строй противопоставил экономической неразберихе созидательное плановое хозяйство, в котором рабочий — энтузиаст и подлинный хозяин — отличается от равнодушного наемного работника. Наш социалистический строй создает социальные условия для проявления творческих способностей каждого труженика народного хозяйства.
При социалистическом способе производства не возникает проблемы лишних людей, потому что социально-экономическое развитие идет под девизом соединения достижений научно-технического прогресса с преимуществами нашего общественного строя. И сколько бы процентов занятых в различных отраслях общественного производства ни «высвобождали* механика, автоматика, электроника, на них всегда найдутся «претенденты», не дающие прибыли (в узко-экономическом смысле этого понятия), но чрезвычайно важные для прогрессивного развития общества. Существуют четыре «претендента на высвобождающиеся в ходе научно-технического прогресса людские ресурсы: народное образование, здравоохранение, сфера учреждений культуры, область охраны окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что именно в этом направлении будут появляться новые профессии. Их сегодня насчитывается примерно 40 тыс.
В эпоху научно-технического прогресса происходит стремительное изменение социальной структуры общества. В нашей стране в народном хозяйстве трудится 130 млн. человек. Из них в народном образовании в 1984 г. было занято 9,7 млн. По своим масштабам народное образование занимает четвертое место после промышленности, сельского хозяйства, строительства. Школьная реформа предусматривает серьезные изменения в сфере образования (новые программы, учебные пособия и т. д.). Это дополнительный источник педагогической силы, которую в перспективе еще больше будут питать обобщенный педагогический опыт, новые открытия в области методики, рекомендации ученых-педагогов. Уже сегодня разрабатываются программы интенсивной подготовки специалистов в системе высшего образования. В системе среднего образования в городах СССР (Москва, Ленинград, Пермь и др.) работают специальные центры ориентации учащихся на профессии, в которых нуждается данный район города. Их опыт распространяется и в других городах страны. Наше правительство уделяет воспитанию подрастающего поколения серьезное внимание, не жалея при этом средств. Народное образование требует пополнения своих рядов профессионалами-педагогами, методистами, психологами и воспитателями. Увеличение дошкольных и внешкольных учреждений и уменьшение в каждой группе числа воспитанников также потребуют огромного количества подготовленных педагогических кадров.
Еще одно поле деятельности, где необходимость в специалистах растет изо дня в день,— это здравоохранение. В нем занято 6,7 млн. человек. Эта профессия — одна из древнейших и гуманных на Земле. На современном этапе научно-технического прогресса нам трудно представить врача без хитроумных инструментов, сложнейших электронных приборов, эффективных препаратов. Каждый год в нашей стране бесплатно проводится диспансеризация среди учащихся, спортсменов, людей, занятых на вредных производствах. При оформлении документов на работу или поступлении на учебу каждый проходит медицинскую комиссию. Таким благом пользуются все граждане страны социализма, что дает возможность своевременно предупредить и выявить заболевания, а значит, вовремя принять меры. Это доказывает подлинную заботу государства о человеке. Чтобы охватить диспансеризацией каждого жителя СССР, потребуется большое число медицинского персонала. Следовательно, будет развиваться и фармацевтическая промышленность, где также потребуется увеличение числа специалистов-химиков.
Третий «претендент* на высвобождающиеся людские ресурсы — сфера учреждений культуры. Мощное внедрение автоматики и техники в жизнь и деятельность каждого человека увеличивает свободное время. Теперь досуг можно заполнить активным отдыхом: спортивными играми, туристическими походами, посещением музеев, театров, участием в кружках технического творчества и пр. Кто из вас не играл в игры, запрограммированные в микрокалькуляторах, не «рисовал» на экране дисплея или не играл в «морской бои на автоматах, стоящих в фойе кинотеатров?
Появление новых специальностей предполагается на стыке наук, где рождаются новые теории и методы, где появляется новая наука. Несомненно, что в развитии этих направлений значительную роль сыграет химия как прикладная наука. Ее специалисты создадут еще более прочные материалы для изготовления окружающих нас в быту и на производстве вещей, синтезируют эффективные лекарственные препараты, разработают новые технологические процессы, не оказывающие вредного воздействия на природу. Эти важные задачи для общества решать вам, сегодняшним школьникам.



Меню раздела

Химия шагает в ногу
Скачок в развитии
Появление огня
Каменный век
Железный век
Бальзамирование
Алхимия
Средние века
Атомная энергетика для судов
Химия помогает овладеть энергией
Достижение научно-технического прогресса
Паровой двигатель
Технические изобретения XIX века
Успехи термодинамики
Изучение электрохимических явлений
Научно-технические и промышленные революции
В дореволюционной России
Ученые стран СНГ
Химическая наука и промышленность
Химия и глобальные проблемы современности
Сырьевая проблема
Технологии геохимически замкнутого цикла
Поверхностные залежи полезных ископаемых
Дефицит углеводородного сырья
Решение продовольственной проблемы
Мировое сельскохозяйственное производство
Удобрения
Необходимость внесения азотных удобрений
Механизм процесса фиксации азота
Направление развития удобрений
Пестициды
Химические анализы
Область применения химических средств борьбы за урожай
Химические средства борьбы с вредителями
Проблема полноценного белка в пище
Азотсодержащие добавки к кормам
Полученные биомассы путем микробиологического синтеза
Продовольственная программа России и химия
Комплексная программа химизации
Эффективность апатитового производства
Перспективы химизации
Внесение в почву азотных удобрений
Методы генной инженерии
Безотходная технология
Повышение продуктивности
Биорегуляторы
Интегрированная система защиты растений
Стратегия односторонней интенсификации
Значение селекции
Генераторы регулируемой газовой среды
Создание новых видов пищевых продуктов
Потребители органического топлива
Способы получения горючих продуктов
Производство автомобильного топлива
Конкурентоспособность электролиза
Энергия Солнца
Окисление топлива
Энергетические программы
Развитие теплоэнергетики
Долгосрочная энергетическая программа
Решение энергетической проблемы
Коррозия
Биологическая технология
Оборот отходов производства и потребления
Экологическая проблема и пути ее решения
Загрязнение
Решение проблем окружающей среды
Очистка воздуха и жидкостей
Химия создает материалы
От руды до металла
Восстановление металлов
Щелочные металлы
Благородные металлы
Хлорирующий обжиг
Гидрометаллургические методы
Путь к чистоте
Методы рафинирования металлов
Отделение металла от примесей
Зонная очистка
Интерметаллические соединения и сплавы металлов
Валентные соединения
Растворение золота и серебра в ртути
Типы сплавов цветных металлов
Химия в освоении космоса
Неорганическое материаловедение
Техника армирования цемента
Свойства кристаллического твердого тела
Коэффициент термического расширения
Композиты
Синтетические полимеры
Свойства композиционных материалов
Потребители технической керамики
Химические профессии
Химия вокруг нас
Профессии типа «человек — техника»
Аналитическая химия
Методы фотоэлектрической спектроскопии
Профессии типа «человек — природа (вещество)»
Инженеру-технологу по рекуперации вторичных материалов
Химические аспекты профессий
Работа фотографа
Профессии типа «человек — человек»
Горизонты профессий
Перспективы


 

© 2011 Химическая промышленность
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.