Прочитав эту книгу, вы, вероятно, поняли, каковы роль и место химии в развитии человеческого общества, ее значение в решении современных социально-экономических проблем.
Говоря об успехах химии, мы имеем в виду и труд ученых-химиков, инженеров-технологов, рабочих химического производства, учителей химии и многих других советских людей, которые прямо или косвенно помогают решать проблемы научно-технического прогресса.
Если вы уже выбрали дальнейший жизненный путь, то независимо от того, будет ли он связан с химией или нет, все равно химические знания вам пригодятся в быту, во .время досуга. А может, химия станет вашим любимым занятием. Тем же, кто еще не определил, кем быть, что больше по душе, книга, возможно, поможет сделать этот выбор.
Эта глава посвящена некоторым массовым специальностям, связанным с химией, и тем, кому для их овладения требуются знания основ химической науки. Широкая информация о профессиях необходима в выборе пути учащимися. Тому, кто уже сделал его, полезно еще раз обдумать правильность решения, оценить свои возможности, задать себе вопросы и ответить на них. Это непросто, но необходимо каждому. К. Маркс в сочинении на аттестат зрелости писал: «И если наше воодушевление сохраняет еще свою силу, если мы продолжаем еще любить избранную профессию, чувствовать призвание к ней и после того, как хладнокровно обсудили ее, увидели всю ее тяжесть, все ее трудности,— тогда мы должны избрать ее, тогда не обманет нас воодушевление, не увлечет поспешность».
Каждый из вас может прислушаться к совету родителей, друзей, узнать об интересной профессии и увлечься ею в школе или на экскурсии, получить информацию по телевидению, из кинофильмов, книг. И очень может быть, что эта книга поможет вам сделать правильный выбор. Ведь он важен не только для вас, для удовлетворения ваших желаний, духовных потребностей, но и для общества, которому нужны всесторонне развитые люди с прочными знаниями основ наук, понимающие экономическую политику партии, место человека в производстве в условиях научно-технического прогресса.
Современный научно-технический прогресс не только подвергает ломке технологию производства, но и требует «...людей, которые умеют все делать. Процесс воздействия человека на природу, в широком смысле этого слова, постоянно механизм автоматизировался, ручной труд сменялся машинным. Особенно широкого размаха достигло внедрение новой техники и технологии в последние 10-15 лет В черной металлургии, нефтеперерабатывающей и химической промышленности осваиваются более совершенные энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы. На промышленных предприятиях нашей страны увеличивается число механизированных поточных и автоматических линий. Так, число механизированных поточных линий в химической, нефтехимической промышленности с 1971 по 1984 г. увеличилось более чем в 2 раза, а автоматических линий — более чем в 4 раза. С ростом количества и качества современных автоматических линий, систем управления и обработки информации изменяется и характер труда, способы и методы воздействия человека на природу, наблюдается все большая интеллектуализация физического труда. Для овладения любой профессией нужны прежде всего базовые знания, которые даются в школе, а затем их необходимо непрерывно пополнять. Только тогда можно считать себя профессионально компетентным, знающим свое дело специалистом, когда ты освоил основные приемы и способы работы, которые совершенствуешь и дополняешь новыми, идешь в ногу со временем.
Если взглянуть на историю развития взаимоотношения человеческого общества и природы, то мы увидим, что предметом труда, т. е. того, с чем человек имел дело, была живая или неживая природа и сам человек со своей сферой деятельности. Так возникли профессии, которые классифицируются на следующие общие группы: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знак. Все они так или иначе связаны с химией.
|