Химия

 


 

Производство

Сырье и энергия
Сера и серная кислота
Связанный азот
Удобрения и химикаты
Силикаты
Кислоты щелочи хлор
Металлы
Алюминий
Чугун и сталь
Полупроводники
Топливо
Органический синтез
Синтетические соединения
История химии
Химия земли
Химия и научно-технический прогресс
Химия в быту



Яндекс.Метрика

Замазки

Замазки применяются в домашнем хозяйстве для различных целей: уплотнения зазоров, заливки щелей, «пробок, прикрепления предметов и т. д. Приведем некоторые составы замазок.
1.            Менделеевская замазка: воск (8 вес. ч.) расплавляют на слабом огне, перемешивая, добавляют измельченную канифоль (30 вес. ч.) и нагревают до расплавления канифоли. После этого к смеси добавляют прокаленную просеянную мумию (10 вес. ч.) и продолжают нагревать до получения однородной массы. Замазку применяют в расплавленном виде.
2.            Состав замазки для фарфора: каолин или белая глина (20 вес. ч.), прокаленная бура (2 вес. ч.), вода — до образования густой массы. Замазанные этой массой предметы прокаливают.
3. Быстро затвердевающая замазка: в 60%ный раствор хлористого цинка постепенно прибавляют тонкомолотую окись цинка (сухие цинковые белила) и перемешивают до образования очень густой замазки. Вместо хлористого цинка и окиси цинка можно взять хлористый магний и окись магния.
4.            Замазка для склеивания стекла и фарфора с металлом: на металлическом листе прокаливают свинцовый глет (8 вес. ч.), охлаждают и смешивают с чистым глицерином (2 вес. ч.) до образования пасты. Замазка устойчива к кислотам и щелочам и выдерживает температуру до 250° С.
5.            Замазка для изделий из мрамора и камней: муку из склеиваемого материала (20 вес. ч.) смешивают с тонкомолотым, просеянным свинцовым глетом (2 вес. ч.), и затирают с олифой (4 вес. ч.).
6.            Замазка для прикрепления железа к камню: глицерин (20 вес. ч.) смешивают с водой (8 вес. ч.) и добавляют тонко-измельченный свинцовый глёт до образования густой однородной массы. Замазка устойчива к действию кислот, щелочей и керосина.
7.            Замазка для деревянных предметов: пчелиный воск (4 вес. ч.) смешивают с древесной смолой (4 вес. ч.) и нагревают, а затем постепенно при перемешивании прибавляют белую
глину (2 вес. ч.).
8.            Замазка для деревянных изделий: сначала смешивают канифоль (20 вес. ч.) с воском (0,6 вес. ч.), нагревают и при перемешивании прибавляют жженый гипс (20 вес. ч.).
9.            Замазка для слоновой кости: белый воск (10 вес. ч.), ка-нифоль (10 вес. ч.), скипидар (10 вес. ч.) смешивают и нагревают на слабом огне до получения густой жидкости. При желании замазку можно окрасить путем добавления минеральных красок.
10.          Составы огнестойких замазок:             
а)            свинцовый глет (2 вес. ч.), перекись марганца (2 вес. ч.), графит (10 вес. ч.);
б)           цинковые белила (4 вес. ч.), глина (8 вес. ч.), перекись марганца (2 вес. ч.); в) свинцовый глет (4 вес. ч.), мел (6 вес. ч.), графит (24 вес. ч.).
Каждый состав в отдельности тщательно перемешивают и растирают с льняной олифой до получения однородной массы требуемой густоты. Эти замазки применяют для металлических предметов, подвергающихся нагреванию.
11.          Огнестойкая замазка: к жидкому стеклу прибавляют каолин до получения густого теста. Вместо каолина можно взять тальк или мел. А еще лучше брать смесь из 80% измельченного асбеста и 20% талька. Затвердевание замазки продолжается 5—10 ч. Она выдерживает нагрев до 700—800° С.
12.          Замазка для линолеума: на слабом огне нагревают размолотую канифоль (4 вес. ч.) с денатуратом (1 вес. ч.), а затем добавляют касторовое масло ( 0,4—0,8 вес. ч.).
13.          Водостойкая замазка для фарфора: окись цинка замешивают с жидким стеклом до получения густой однородной массы.
Краски
Красками называют смеси сухих пигментов и связующих веществ, которые после высыхания образуют на поверхности предметов прочную защитную пленку.
Пигменты. Пигментами называют окрашенные минеральные или органические вещества, нерастворимые как в воде, так и в связующих, т. е. пленкообразующих составах (масла, смолы, лаки 'И др.).
Для приготовления различных красок наибольшее применение имеют минеральные пигменты, так как они более стойки к действию света и воздействию атмосферы. Они дают пленки, защищающие металл от коррозии и т. д. По химическому составу минеральные пигменты представляют собой окислы металлов или соли, комплексные соединения.
Минеральные пигменты делятся на:
1)            природные, или естественные (например, охра красная, охра коричневая, умбра, мумия);
2)            искусственные, получаемые химическим путем (например, ультрамарин, кобальт, кадмий красный, кадмий темный, киноварь, белила литопонные, цинковые).
По цвету различают следующие пигменты:
черные:
жженая кость (из обезжиренных костей);
косточковая черная (из сухих косточек некоторых фруктов и ягод);
виноградная черная (из молодых лоз винограда); минеральная черная (из черных глинистых сланцев); сажа (ламповая, газовая и др.); коричневые:
жженая охра (получают пережиганием натуральных охр); коричневая умбра — природное красящее вещество различных оттенков, содержит соединения железа;
жженая умбра (получают путем пережигания природной умбры);
натуральная умбра — природное красящее вещество, содержит соединения железа и марганца;
сиена жженая (получают пережиганием природной сиены, имеет красно-коричневый цвет);
марс коричневый — минеральное красящее вещество, получаемое искусственным путем, содержит соединения железа; желтые:
охры — природные земляные красящие вещества, содержащие соединения железа;
желтый кадмий — ярко-желтое красящее вещество, получаемое искусственным путем, состоит из сернистого кадмия;
желтый марс — минеральное красящее вещество, получаемое искусственным путем; красные:
сурик железный — природное красящее вещество, содержащее главным образом соединения железа;
красный кадмий — искусственное минеральное вещество ярко-красного цвета;
'марс красный — искусственное минеральное красящее вещество, состоит из соединений железа;
киноварь — красящее вещество ярко-красного цвета (получают из минеральной киновари или сплавлением серы и рт.);
зеленые:
зеленая земля — природное красящее вещество различных оттенков;
изумрудная зелень — искусственное минеральное красящее вещество, состоящее из соединений хрома;
окись хрома — искусственное минеральное вещество, состоящее из безводной окиси хрома; синие:
ультрамарин — красящее вещество глубокого лазурно-синего цвета, получаемое химическим путем;
кобальт — искусственное минеральное вещество, состоящее из соединения кобальта и глинозема;
белые:
литопонные белила — порошок белого цвета, получаемый химическим путем;
цинковые белила — безводная окись цинка.
Все красящие вещества — сухие пигменты должны удовлетворять следующим требованиям.
1.            Пигменты не должны растворяться в связующих и не должны содержать недопустимых примесей, способных растворяться в воде и разрушать лакокрасочное покрытие.
2.            Цвет и оттенок пигмента должны быть постоянными, соответствовать эталону, устанавливаемому на каждый пигмент.
3.            Пигменты должны обладать различной укрывистостью, т. е. способностью закрывать грунт так, чтобы он через слой нанесенной краски не был виден на поверхности предмета. Укрывистость принято выражать расходом пигмента в граммах на 1 м2 окрашиваемой поверхности.
Чем выше качество красящих веществ, тем выше их укрыви-стость и меньше расход для окрашивания предметов.
4.            Различные пигменты требуют (берут) разное количество олифы для образования красящего состава (пасты). Это свойство пигментов принято называть маслоемкостью. Она выражается в граммах олифы на 100 г пигмента или в весовых процентах. Чем меньше маслоемкость, тем больше укрывистость пигмента.
5.            Пигменты должны обладать светостойкостью, т. е. способ-
ностью длительно сохранять первоначальный цвет в лакокрасочной пленке.       
Пигменты применяют как в промышленности, так и в быту для приготовления всех видов красок и цветных лаков.
Олифы. Применяются в качестве связующего при изготовлении красок. Они представляют собой вязкие жидкие продукты, получаемые обработкой растительных масел, рыбьих жиров, нефтяных поддонов, дистиллятов канифоли и сосновой смолы.
В зависимости от исходного сырья все олифы подразделяются на три вида: натуральные, искусственные и комбинированные. Для приготовления натуральных олиф применяют высыхающие масла: льняное, тунговое и конопляное, — подвергая их нагреванию и продувая через них воздух. Олифы из полувысыхающих масел — хлопкового, подсолнечного — готовят окислением и нагреванием их, чаще всего в смеси с высыхающими маслами.
Искусственные олифы изготовляют из органических 'Продуктов — различных пленкообразующих веществ, с добавлением сиккатива, канифоли и растворителей. Комбинированные олифы получают сочетанием натуральных и искусственных олиф.
Цвет олифы зависит от цвета исходного масла и отбелки, а также от способа приготовления. Готовые олифы обычно разбавляют органическими растворителями.
Олифы широко применяются в быту при малярных работах и для разведения густотертых красок, затирания сухих красок, изготовления различных грунтовок, шпатлевок и других целей.
Промышленность выпускает различные виды олиф. Характеристика основных олиф приведена в табл. 8.
Сиккативы. Ими называют продукты взаимодействия окислов металлов (марганца, свинца, кальция) с канифолью, нафтеновыми кислотами и растительными маслами. Сиккативы представляют собой катализаторы, ускоряющие сушку лакокрасочных материалов, но не изменяющие самого процесса высыхания.
Сиккативы применяют как добавки к олифам и различным краскам и лакам в строго определенном количестве. При избытке сиккатива скорость высыхания пленки может снизиться, а в некоторых случаях может привести к преждевременному старению пленки. Смесь отдельных сиккативов действует более активно: высыхание пленки происходит гораздо быстрее.
В быту применяются следующие сиккативы: масляный сиккатив — жидкость темно-коричневого цвета, состоящая из растительных масел, окислов металлов и растворителя (скипидар, уайт-спирит);
светлый сиккатив (экстракт № 1) — вязкая жидкость желтого или светло-коричневого цвета, представляющая собой раствор свинцово-марганцевых солей нафтеновых или растительных кислот в уайт-спирите, скипидаре и других растворителях;
темный сиккатив (экстракт №2)—вязкая жидкость коричневого цвета; получают его так же, как экстракт № 1.
Нанесенное на поверхность сырое льняное масло с добавлением около 4% сиккативов № 1 и № 2 полностью высыхает при 18—23° в течение 24 ч.
Растворители и разбавители. В, качестве растворителей в лакокрасочной промышленности применяют легколетучие органические вещества (см. стр. 22), способные растворять жиры, воски, смолы, масла, олифы, нитроцеллюлозу и другие продукты.
Наряду с растворителями для разбавления лаков, красок и для разведения масляных шпаклевок широко применяют также разбавители — летучие органические вещества. Разбавители -сами по себе не растворяют пленкообразователь, а лишь разжижают раствор. Они более летучи, чем растворители.
Для снятия старых лакокрасочных покрытий применяют так называемые смывки, состоящие главным образом из активных растворителей и некоторых добавок.
Способы применения растворителей, разбавителей и смывок указаны на их упаковке.
Все растворители, разбавители, смывки огнеопасны. При их использовании надо строго соблюдать особые правила.
Густотертые краски. Густотертыми красками называют пастообразные суспензии красящих веществ (пигментов) в масле, олифе или в комбинированных олифах. Эти краски бывают без наполнителей или с наполнителями. Приготовляют их растиранием пигментов со связующим до образования однородной, не-расслаивающейся суспензии. Густотертые краски являются полуфабрикатами. На месте потребления эти краски разводят маслом или олифой с добавлением растворителей и сиккативов. Время высыхания их при температуре 18—20° С не менее 24 ч.
Для широкого потребления выпускают следующие густотертые краски.
Лихопонные белила — паста, состоящая из 85—87% сухого пигмента (литопона) и 13—15% связующего (натуральная олифа или комбинированные олифы). Содержание растворителя не более 30% от веса связующего. В качестве наполнителя применяют тяжелый шпат — 25% от сухого вещества густотертой краски.
Густотертые литопонные белила применяют для окраски предметов, не подвергающихся атмосферным воздействиям и для внутренней отделки помещений.
Свинцовые белила — паста, состоящая из смеси сухих свинцовых белил, тяжелого шпата и малярной олифы или сырого растительного масла. Выпускаются четырех сортов: 00, 0,2 и 1. В зависимости от сорта краски содержат от 22 до 82% сухих свинцовых белил, от 11 до 16% олифы, от 21 до 65% (сорт 00 — не содержит наполнителя).
Свинцовые белила применяют для наружной краски предметов и сооружений. Белила 2-го сорта используют главным образом в качестве грунтовки или шпаклевки.
Цинковые белила — паста, состоящая из сухих цинковых белил, затертых на натуральной льняной олифе или на сырых растительных маслах с последующим добавлением сиккатива. Эти белила выпускают 8 марок. В зависимости от марки белила содержат от 80 до 88% сухого пигмента и от 12 до 20% связующего. Некоторые марки содержат 25% наполнителя.
Цинковые белила применяются для декоративных работ (без наполнителя), для наружных и внутренних малярных работ, сооружений и изделий.
Искусственная киноварь — паста, состоящая из сухой искусственной киновари, затертой на натуральной или комбинированной олифе. В зависимости от марки, краска содержит от 75 до 89% сухого вещества, от И до 25% связующего, в том числе от 4 до 9% растворителя.
Черная масляная краска — паста, состоящая из смеси сажи с наполнителем, затертых на натуральной олифе.
Содержание твердого вещества в краске не более 67% (30 40% сажи, 60—70% наполнителя), связующего не менее 33%, растворителя в связующем — не более 30%.
Черную масляную краску применяют в разведенном виде для окраски предметов и сооружений, подвергающихся атмосферным воздействиям.
Земляные масляные краски — пасты, состоящие из пигмента (железный сурик, минеральная мумия, охра), затертого на натуральной олифе.
Краски, разведенные натуральной или глифталевой олифой, применяют для наружных и внутренних отделочных работ. Для внутренних отделочных работ применяют краски, разведенные олифой оксоль или оксоль-смесь. Содержание связующего в красках с пигментами от 18 до 28%. В связующем содержится 30% растворителя.
Цветные масляные краски — пасты, состоящие из смеси сухих пигментов и наполнителей, затертых «а натуральной или уплотненной олифе. Выпускаются следующих цветов: под слоновую кость, палевая, бежевая, серая, голубая, желтая, синяя, фисташковая, зеленая, коричневая.
Цветные масляные краски применяют после разведения для внутренних и наружных отделочных работ и для окраски изделий широкого потребления.
Содержание связующего вещества в краске в зависимости от цвета составляет от 12 до 19%- Содержание растворителя в связующем не более 30%. Эти краски следует хранить в закрытой таре в сухом месте, предохраняя от действия прямых солнечных лучей и влаги.
Краски таких же цветов выпускают для наружных отделочных работ.
Густотертыми красками можно окрашивать в различные цвета всевозможные металлические и деревянные предметы и изделия: двери, окна, простую мебель, заборы, ограды, садовые скамейки, панели стен, трубопроводы, радиаторы центрального отопления, балконы и т. д. Кроме того, железный сурик и минеральную мумию применяют для окраски кровель зданий, минеральную мумию и охру применяют для окраски полов.
Смешением отдельных густотертых красок можно получить необходимые промежуточные цвета.
Примерный расход разведенных красок при нанесении одного слоя и количество олифы, необходимое для разбавления густотертых красок до малярной консистенции, указаны в табл. 9.
В настоящее время выпускаются краски, уже готовые к употреблению. В отличие от густотертых в них уже добавлено необходимое количество связующего, поэтому они не требуют дополнительного разведения.
Клеевые сухие краски. Эти краски представляют собой смесь красящих пигментов с наполнителем (шпат, мел) и поступают в продажу в виде порошков. Из них готовят разноцветные водные клеевые красящие растворы, для чего порошок разводят водой, размешивают и профильтровывают через металлическую сетку, а затем при тщательном перемешивании добавляют раствор клея.
Клеевые краски применяют для окраски стен внутри помещений. Их наносят кистью на предварительно просушенную и сглаженную оштукатуренную поверхность, которую предварительно грунтуют. После высыхания окрашенная поверхность получается матовой. Расход клеевых красок составляет примерно 200 г/ж2.




Меню раздела

Моющие средства
Кислоты
Соли
Растворы и растворители
Полимерные материалы
Пластмассы
Каучуки, латексы, резина
Волокнистые материалы
Действие химических веществ на текстильные материалы
Составы для выведения пятен
Составы для стирки текстильных изделий
Красители
Подготовка изделий к крашению
Крашение шерстяных изделий
Крашение полушерстяных изделий
Крашение изделий из натурального шелка
Крашение полушелковых изделий
Крашение изделий из искусственных волокон
Крашение изделий из необработанной шерсти
Крашение универсальными красителями
Крашение кожаных изделий
Клеи
Замазки
Лаки
Эмали
Дезинфицирующие средства
Средства для дезодорации
Препараты против насекомых
Препараты против грызунов
Препараты для уничтожения паразитов
Природа холода
Охлаждение путем испарения воды
Лед и охлаждение льдом
Рассольное охлаждение
Почвы, их состав и свойства
Минеральные удобрения
Стимулирование роста растений
Препараты для обработки растений и семян
Препараты для борьбы с сорняками
Защита растений от холода
Химические средства для выращивания растений
Режим питания растений
Правила обращения с химикатами
Несовместимые химикаты
Отравление
Термические ожоги


 

© 2011 Химическая промышленность
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.