Возьмем другую группу каталитических реакций — реакций кислотно-основного катализа. Этот механизм свойствен большому числу процессов, имеющих промышленное значение (крекинг, изомеризация, циклизация, алкилирование, полимеризация и т. д.). Применение катализаторов на основе переходных металлов здесь оказывается неэффективным. Зато на первый план выступают соединения s- и /^-элементов главных подгрупп периодической системы. В реакциях основного катализа «работают» щелочные и щелочноземельные металлы: Li, Na, К, Rb, Cs, Са, в реакциях кислотного — все р-элементы второго и третьего периодов (кроме Ne и Аг), а также бром и йод.
Два приведенных примера показывают, что периодическая система элементов проявляет себя как руководящее начало в систематизации катализаторов для различных процессов. Это предшествует более широким обобщениям, цель которых состоит в разработке на основе системы элементов теории прогнозирования каталитических эффектов и решения проблемы подбора состава катализаторов для различных реакций.
Можно было бы назвать еще многие направления научных исследовании, где периодическая система элементов выступает в качестве необходимого «инструмента» познания, например химию и физику твердого тела (в том числе химию металлов и сплавов).4 В своем докладе на Юбилейном менделеевском съезде (Ленинград, 1969), посвященном столетию открытия периодического закона, академик С. И. Вольфкович сказал: «По существу, периодический закон явился основным рубежом в истории химии, от которого началось рождение новой фундаментальной научной дисциплины—общей химии, обобщившей множество разрозненных, в большинстве эмпирических сведений и фактов в стройную систему. Этот закон явился источником неисчислимых исследований химиков, физиков, геологов, астрономов, философов, историков и продолжает разносторонне влиять на биологию, эволюционную астрономию, технологию и другие науки».
Хорошо известна что открытие закона периодичности непосредственным образом было связано с процессом работы Д.И.Менделеева над книгой «Основы химии» — подлинной энциклопедией химических знаний. Именно «Основы химии» ввели закон периодичности в педагогическую практику. Трудно переоценить роль, которую сыграло учение о периодичности для преподавания химических дисциплин, и прежде всего неорганической химии.
|