В начале 60-х годов XX в. в нашей стране была издана «Краткая химическая энциклопедия», состоящая из пяти томов. Даже если бегло ознакомиться с названиями содержащихся в ней статей, то станет ясно, что большинство из них посвящено терминам и понятиям, которые либо возникли в XX в., либо, хотя и появились раньше, претерпели серьезные изменения. За время, минувшее с той поры, химия далеко шагнула вперед, значительно расширила сферу действия. «Словарный запас» химии 80-х годов стал гораздо богаче.
И тем сложнее стала задача историка, поставившего цель дать хотя бы общую аналитическую оценку развития химии, доведя характеристику этой науки до сегодняшнего дня. Две опасности подстерегают историка: увязнуть в деталях и упустить что-либо существенное. И та и другая может привести к искажению исторической картины эволюции химической науки. Можно выбрать, например, такой путь изложения материала, когда освещаются магистральные линии развития трех традиционных разделов химии: неорганической, органической и физической. Этот путь имеет право на существование, и в настоящей книге мы в известной мере будем следовать ему. Однако данный подход к изложению истории химии XX в. оказывается односторонним, если принять во внимание рассмотренные выше некоторые характерные черты современной химии: размывание четких границ между важнейшими ее разделами, нарастающую тенденцию к гибридизации ее с другими науками и столь же выраженный процесс ее дифференциации на отдельные области, приобретшие статус самостоятельных дисциплин. Учет всего этого вносит определенные коррективы в общий план и последовательность изложения материала.
Нужно, далее, сделать определенный выбор в отношении того, какому аспекту развития химии XX в. следует отдать предпочтение. Правомерно сделать основной упор на анализ практических достижений химической науки. Но столь же правомерно поставить во главу угла рассмотрение эволюции теоретической химии, учитывая, что важнейшая характерная черта современной химии как раз связана с наличием у нее прочного теоретического фундамента. Для учителя средней школы оба аспекта представляют одинаковый интерес. Но если принять во внимание число популярных, методических и других материалов, призванных помочь преподавателю химии в его работе, то оказывается, что практическим достижениям химии посвящено больше публикаций, чем освещению специфических. особенностей ее развития в текущем столетии, эволюции ранее установленных и вновь открытых законов и закономерностей. Поэтому в настоящей книге основное внимание уделено теоретическому аспекту.
Если сгруппировать проблемы, обсуждающиеся в этой книге, то, очевидно, они главным образом относятся: 1) к учению о химических элементах и их соединениях; 2) к учению о химической связи; 3) к учению о химических процессах. Именно поэтому глава I посвящена развитию учения о периодичности, поскольку основой современных представлении о химических элементах, о специфике и закономерностях изменения их свойств является периодическая система элементов, получившая физическую интерпретацию в первой четверти XX в. В XX столетии менделеевская таблица пополнилась более чем 20 новыми элементами, причем подавляющее их большинство было получено искусственно, посредством ядерных реакций. Хотя главная заслуга в этом деле принадлежит физике, химия сыграла решающую роль в изучении свойств новых элементов и получении большого числа их соединений. Во все предшествующие времена химии приходилось иметь дело с простыми и сложными веществами, существующими в природе или полученными в результате химических реакций. В XX в. предметами ее исследования стали также искусственные объекты элементарной природы. Очевидно, что проблема синтеза новых элементов заслуживает освещения в настоящей книге.
|