Химия

 


 

Производство

Сырье и энергия
Сера и серная кислота
Связанный азот
Удобрения и химикаты
Силикаты
Кислоты щелочи хлор
Металлы
Алюминий
Чугун и сталь
Полупроводники
Топливо
Органический синтез
Синтетические соединения



Яндекс.Метрика

Переработка нефтегазов

Отделенный от сырой нефти в газоотделителях так называемый попутный нефтяной газ, состоящий из метана, этана, пропана и бутанов, уносит с собой также пары пентанов и высших углеводородов. Эти пары целесообразно выделять из газа, для чего последний сжимается в компрессоре, а затем охлаждается, что вызывает конденсацию паров высших углеводородов с примесью низших гомологов. Остаток паров извлекается из газа промывкой его соляровым маслом, а затем выделяется отгонкой. После удаления (посредством ректификации под повышенным давлением) этана и пропана получают газовый бензин с низкой температурой кипения, являющийся вследствие этого ценной добавкой к крекинг-бензину.
Из газа можно также выделить смесь пропана и бутанов, так называемый сжиженный газ, который хранится в жидком состоянии в баллонах под небольшим давлением и находит себе применение как высококачественное топливо для автомашин, для сварки металлов и в быту. Наконец, нередко ректификацией получают раздельно пропановую и бутановую фракции.
После выделения указанных продуктов газ используется как топливо или для химической переработки и нередко передается для этого на большие расстояния по газопроводам. Подвергая его пиролизу при 800°, получают газ с содержанием до 25% (по объему) этилена. С этой же целью производят пиролиз пропановой, а иногда и бута новой фракции.
Образующиеся при химической переработке нефти газы (примерный состав их приведен в табл. 15) используются главным образом для получения из них ценных компонентов бензина, а также в промышленности органического синтеза.
Предварительно газ разделяют ректификацией на фракции, что совмещают со стабилизацией крекинг-бензина удалением растворенных в нем газов — на газофракционирующей установке (ГФУ). Сжатый в компрессоре газ смешивают под давлением 12—15 am с крекинг-бензином. При этом последний поглощает, из газа углеводороды, содержащие три и более атомов углерода. Освобожденный от них газ, состоящий теперь главным образом из метана и этана, используется так же, как и попутный нефтяной газ. Бензин далее нагревается и проходит последовательно ряд ректификационных колонн: в одной удаляется в виде паров фракция, состоящая в основном из пропана и пропилена (Cg-фракция), в другой — С4-фракция (бутаны и бутилены), далее — изопентан и получается стабилизированный крекинг-бензин.
Для превращения газообразных олефинов, содержащихся в Q-и С4-фракциях, в жидкие олефины с сильно разветвленной углеродной цепью, смесь которых образует так называемый полимер-бензин с октановым числом 80—85 (добавляемый в автомобильный связи к бутиленам1 , а также протекания других реакций (изомеризации, полимеризации и т. д.) образуется сложная смесь жидких изопарафинов, называемая алкилатом, который применяется в качестве высокооктанового (октановое число 90—95) компонента при изготовлении авиационного бензина. При алкилировании смесь жидких углеводородов при 0° и атмосферном давлении тщательно перемешивается с серной кислотой в течение 20—40 мин., причем изобутан берется в 5—6-кратном избытке, чтобы уменьшить полимеризацию бутиленов. После отделения серной кислоты производится ректификация, избыток изобутана отделяется как от алки-лата, так и от н-бутана (добавляемого к автомобильному бензину) и используется повторно.
Важное значение имеет также алкилирование бензола олефинами, в особенности получение изопропилбензола (кумола) с использованием С8-фракции:
Авиационный бензин изготовляют смешением основного компонента, большей частью бензина каталитического крекинга или полученного путем ароматизации, с высокооктановыми компонентами — алкилатом, изопентаном, а также изопропил-бензолом или пиробензолом (смесь бензола с его гомологами — продукт пиролиза). После добавления антиокислителя и этиловой жидкости (3—4 мл на 1 кг бензина) получают 95- и 100-октановый бензин.
Сорта авиационных бензинов обозначаются буквой Б и цифрой, указывающей его октановое число (Б-95, Б-100).
Раньше авиационные двигатели работали на бензине с октановым числом около 50; постепенное увеличение последнего до 100 дало возможность повысить мощность двигателей на 50—60% только за счет возрастания степени сжатия в цилиндрах. Современный нефтеперерабатывающий завод представляет собой сложный комбинат, на котором осуществляются разнообразные процессы переработки; такой завод перерабатывает до 2 млн. т нефти в год и выпускает нефтепродукты в большом ассортименте, а обычно также и различные продукты органического синтеза. Нефть на завод поступает большей частью по нефтепроводу. В семилетнем плане предусмотрено строительство заводов еще большей мощности — перерабатывающих 3—6 млн. т. нефти в год.



Меню раздела

Месторождения нефти в СССР и ее добыча
Перегонка нефти
Продукты переработки нефти
Вторая группа нефтепродуктов
Крекинг нефтепродуктов
Условия проведения крекинга
Ароматизация и коксование нефтепродуктов
Переработка нефтегазов
Виды твердого топлива, их происхождение и добыча
Сжигание топлива
Химическая переработка твердого топлива
Процесс коксования
Улавливание летучих продуктов коксования
Переработка сырого бензола и каменноугольной смолы
Газообразное топливо
Очистка горючих газов
Производство водорода из горючих газов
Получение водорода


 

© 2011 Химическая промышленность
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.